Наталия Полянская (Кэп Соло) (capsolo) wrote,
Наталия Полянская (Кэп Соло)
capsolo

Category:
  • Mood:

Регата, день 3, часть 1: Как обнимают корабли

Учитывая предыдущие наблюдения за народом, который даже в рабочий день очень резво потрусил осматривать парусники, я решила, что нужно сделать это пораньше. Поэтому в четверг мы с мамой встретились у моста без пятнадцати десять, перешли на другую сторону Даугавы и отправились осматривать те корабли, что уже принимали посетителей.

Несмотря на то, что было довольно рано, пасмурно и все такое, часть парусников уже открылась, и к ним стояли очереди. Зато и двигались они быстро: народа собралось еще не слишком много, и все бодро скакали с утра. "Крузенштерн" еще не открылся, хотя явно готовился, и, пока суд да дело, мы встали в очередь к "Гётеборгу", он же "Черная жемчужина", - реплике класса А.

Кстати, меня тут спросили в комментариях к предыдущему посту, чем различаются классы кораблей. Вот вам много страшных слов.

Класс А - все суда с прямым парусным снаряжением (барк, баркентина, бриг, бригантина и другие суда с прямым парусным снаряжением), другие суда с общей габаритной длиной (LOA) более 40 метров, не считая снаряжения. Класс В - суда с традиционным парусным снаряжением (суда с гафельным снаряжением, кечи, ялы, шхуны) с LOA менее 40 метров и длиной ватерлинии (LWL) не менее 9,14 метра. Класс С - суда с современным парусным снаряжением (бермудские шлюпы, кечи, ялы, шхуны) с LOA менее 40 метров и длиной ватерлинии (LWL) не менее 9,14 метра, без спинакеров. Класс D - суда с современным парусным снаряжением (бермудские шлюпы, кечи, ялы, шхуны) с LOA менее 40 метров и длиной ватерлинии (LWL) не менее 9,14 метра, со спинакерами.

Сначала было сказано, что открыты для посещения будут только 20 парусников А класса, но, на деле, некоторые парусники класса В сжалились над любопытствующими и тоже принимали посетителей. И правильно. Интересно же!

Очередь на "Götheborg" двигалась очень быстро - на судно мы попали буквально за десять минут. А прежде чем попали, естественно, его фотографировали. Вот, например, такая у него носовая фигура - лев, игриво поджавший лапки. Выражение морды при этом игривостью не блещет, но мы-то знаем, лапки кису выдают.



Корабль и идущая к нему очередь. На заборчике виднеется доска с написанным мелом временем посещения. Такие доски висели у входа на все парусники, и можно было подойти, посмотреть на нее и спланировать визиты. Очень удобно, я так на половину кораблей вписалась удачно, иногда под открытие, а иногда под закрытие, когда есть шансы без помех осмотреть парусник. Ну, и "разводили" очереди грамотно, народ друг на друга не наваливался, никто без спросу не пролезал, все культурно. Не знаю, как в субботу, когда я в это столпотворение не решилась сунуться, а в пятницу было так.



Корма у "Гётеборга" внушительная. С петухом!











Пушки. Действующие, между прочим, в последний день все убедились :)



Пока стоим в очереди, рядом высится он.



И вот мы поднялись на борт.
Команда "Гётеборга" щеголяла в исторических костюмах, что несказанно радовало, так как смотрелись они ну очень аутентично. И, естественно, с ними все фотографировались. Ребята чрезвычайно живописные.





Маму я, естественно, сфоткала с этим колоритным дядькой, когда еще такой шанс выдастся! А сама снимала детали.





Вид на "Крузен" с "Гётеборга". Именно тогда мы и увидели, что на него уже начали пускать, а очередь пока маленькая. Ура, решили мы, есть шансы туда попасть и не стоять при этом два часа.



Но не торопились, так как "Гётеборг" тоже был прекрасен. Я ходила, гладила его (я всегда глажу корабли), и он отвечал взаимной приязнью.









Мы побродили по нему, ощупали и решили, что пора спускаться и уступить место другим. Сошли на берег, я некультурно залезла в запретную зону, чтобы сфотографировать носовую фигуру, и мы отправились в очередь на "Крузенштерн". Палатку с "Гётеборговскими" сувенирами обошли, так как там, во-первых, не было ничего особенного, стандартный набор, а во-вторых, цены - довольно высокие. Нет, это не жалоба, я понимаю, что если вход на парусники бесплатный, то ребята как-то должны зарабатывать на ремонт и прочие радости жизни. Я бы и прикупила сувениров, но мне так их досталось, о чем позже.
Очередь на "Крузенштерн" действительно оказалась небольшой. Пока стояли, встретили sonaata с детьми, а еще нас развлекали гулявшие туда-сюда по набережной оманцы с волынками и барабанами. Оманская баркентина стояла ближе всего к Вантовому мосту и должна была открыться часа в четыре, а пока скучавшие матросы развлекали публику. Публика аплодировала и радовалась.



Но я уже почти не отвлекалась на внешние раздражители. Очередь повернула, и длинный борт "Крузенштерна" оказался совсем рядом.





Тут, правда, тоже не скучали. Перед трапом на вход русский народный ансамбль развлекал очередь русскими же народными песнями. Ребята молодые, задорные, пели очень хорошо, танцевали прекрасно, все им аплодировали. Атмосфера царила праздничная.





Шедевр про бабку, Любку и сизую голубку.













Показали мне большие пальцы. Я им тоже показала. А что, заслужили.



Но вот все это остается позади. Звуки словно уходят на второй план, потому что - под ногами трап, мы поднимаемся, и я отказываюсь на "Крузенштерне", корабле-легенде. Я даже остановилась, посмотрела направо, посмотрела налево... "Крузенштерн". Да, это он.

Четырехмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Спущен на воду в 1926 году, экипаж 225 человек. Известный немецкий судовладелец из Гамбурга, компания Фердинанда Лайеша, заказала в 1925 году на верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена большой стальной парусник, названный "Padua" - имена для парусников, как для котят из породистого помета, в этой судостроительной фирме давали на букву Р. «Падуа» вошла в десятку крупнейших парусников мира. Наибольшая ее длина – 114,5 м, ширина – 14,02 м, осадка по конструктивную линию – 7,2 м, полное водоизмещение – 6400 тонн. Здесь 5 палуб, площадь парусов - 3400 м². Парусник принадлежал Германии, и после Второй Мировой, когда немецкий флот поделили, достался СССР. В 1946 году его переименовали в "Крузенштерн" и сделали исследовательским судном.

В толпе постоянно шли споры, самый ли крупный "Крузенштерн" в истории или нет. Не самый. Самые крупные почивают на рифах или где-то еще, а крупнейшим учебным парусным судном, сохранившимся до наших дней, является четырехмачтовый барк "Седов". Впрочем, он длиннее "Крузенштерна" всего на три метра, а потому легко спутать. Да, это два самых крупных сохранившихся корабля в мире, созданные в 20-х годах прошлого века и до сих пор находящиеся в эксплуатации. К слову, полная длина знаменитой "Катти Сарк" - 82,4 м. Почувствуйте разницу, как говорится :)







Но что примечательно - "Крузенштерн" очень много времени проводил в Риге. Отсюда он отправлялся в учебные плавания с 1967 года. Только в восьмидесятых он перебрался в Таллинн, а потом и оттуда смылся. Однако он все равно остается для рижан некоторым образом "своим". Я слышала, как кто-то в толпе рассказывал, что старшие знакомые и родственники проходили на "Крузенштерне" морскую практику. И это так. Вообще посмотреть на него пришло много латвийских моряков, ибо - легенда, да еще и своя немножко.



Взгляд в трюм. Падать далеко.



Я его почти не фотографировала, честно сознаюсь. Снаружи - да, постоянно, а внутри... Когда я на него взошла, мне хотелось только смотреть по сторонам, и иногда прикасаться к нему, и говорить ему, какой он хороший. Как будто тигра гладишь, честное слово. "Крузенштерн" принимал внимание благосклонно, и я смею надеяться, что мы с ним немножко подружились. Позитивно познакомились - это уж точно. Он такой громадный, такой величественный, и вместе с тем - дружелюбный, словно добрый дедушка.
Интересно, таким ли был Иван Федорович, человек и пароход?..







Мама пошла посидеть на лавочках, а я еще немного побродила по "Крузенштерну" и сошла на берег, несколько оглушенная впечатлением. Даже говорить ничего не хотелось. Это просто надо видеть.

Народу, между тем, прибыло. Очередь к "Гётеборгу" увеличилась, и мы порадовались, что уже там побывали.



Тут будет уместно вставить несколько слов об организации сего действа.
Единственное, что меня раздражало на всей набережной, - это чересчур громкая музыка, несущаяся со сцены. В остальном претензий к тому, как в городе принимали регату, у меня нет. Да, народу много, даже больше, чем ожидалось, но - полно палаток с едой, биотуалеты вообще выстроились настолько стройными рядами, что я не видела к ним ни одной очереди (и при этом внутри было чисто даже к концу дня!). Можно сидеть на траве и на лавочках, если в палатках дорого - до Старого города два шага, и заправка "Статойл" с магазином тут же. Да, в городе из-за регаты и частично перекрытых улиц создавались пробки. Но, как написал в Фейсбуке у себя мэр, - когда вы приглашаете домой много гостей и переставляете диван, вы тоже каждый раз жалуетесь, что неудобно до ванной дойти? Поэтому претензий в этом плане, звучавших периодически, я вообще не поняла. Впрочем, есть люди, которые способны где угодно найти негатив. Я его не искала. Я искала позитив и именно его и нашла, остальное меня не волновало.



Мы с мамой перекусили и отправились в Андрейосту - непременно посмотреть "Штандарт".
В Андрейосте народу было еще совсем немного. Естественно, люди сначала пытались попасть на "Крузенштерн" и прочих здоровенных товарищей, а товарищи поменьше оставались на потом. Поэтому "Штандарт" ждал нас, покачивая мачтами, и очередь к нему исчислялась десятком человек.





Мы взобрались на него и... Первое впечатление: боже, какой же он маленький! Нос, корма и выемка посередине :) После гигантского "Крузенштерна" и не такого уж скромного "Гётеборга" "Штандарт" сначала кажется просто крохотным. Стоишь на нем и думаешь: все-таки мы, люди, долбанутые на всю голову существа. Это же еще большой корабль, ладно. На нем, в принципе, можно бы и в бурное море. А ведь выходят и вон на тех, что стоят в порту, дергают на зыби одной мачтой и горя не знают.



Сразу как-то понимаешь, что страсть человечества к исследованиям, острым ощущениям и прекрасному не убьешь ничем. Вообще ничем.
Потом я выключила в себе "синдром "Крузенштерна", и "Штандарт" сразу превратился в довольно большой корабль. Ну, нос, корма и выемка, зато ух сколько всего влезает.



Здесь еще где-то помещается до 40 человек экипажа, вы учтите.



На "Штандарте" прекрасные детали. Дьявол в мелочах, хм.








Юный джентльмен осваивает пушку. Правда, в жизни пригодится.



Я знаю умное слово! Гирокомпас!



Потом мама выбралась на берег, а я подвисла, думая, что надо передать приветы. Кроме милейшего молодого человека, который помогал сухопутным крысам забираться на "Штандарт" и с него же уходить, я никого из "местных" в округе не видела и было непонятно, увижу ли. Поэтому я уточнила у человека, нельзя ли ему вручить, так сказать, приветы от бывших матросов.
- Ну, это, наверное, Владимиру надо передавать, - протянул человек, имея в виду капитана.
- Ну вы уж ему передайте, - задушевным голосом попросила я и уточнила, от кого именно.
Не знаю, добрались ли в итоге ваши приветы, zl_emma и tinochka, но я честнейшим образом их передала!

Кстати, еще немножко о "Штандарте". Помните, в первой части сей поучительной повести я как могла эксплуатировала ассоциации с Ассолью и Греем? Так вот, я уже потом задумалась, что весьма символичным был заход в порт именно "Штандарта". Потому что у него есть алые паруса.
Мы их, к сожалению, не увидели. Но они есть. Вот фотографии с официального сайта - когда-нибудь, надеюсь, и мне доведется своими глазами это увидеть.





После посещения "Штандарта" я увидела, что на соседние два парусника тоже открыт вход. Как потом выяснилось, это были два корабля класса В, которым, видимо, просто стало скучно, и они принимали посетителей. Тут-то я окончательно убедилась, что "Штандарт" - ого-го какой большой, а люди, таки да, долбанутые.

Первым осмотренным судном стала польская шхуна "Zawisa Czarny" 1952 года постройки. Экипаж 46 человек.

Полуденный отдых.



Паруса собраны "в занавесочку".



Очень хотелось подергать за ручку, но я же удержалась, я взрослая девочка.



Лучше я поглажу гирокомпас! Это солиднее!





Штурвалы я тоже гладила. Они на ощупь такие приятные, их же все время трогают, ручки отполированы касаниями, и энергетика у штурвала особенная.





В общем, очень милая маленькая шхуна.



Она стояла вторым номером от причала вместе со второй польской гафельной шхуной "Kapitan Borchardt" (создана в 1918-м, экипаж 44 человека), на которую тоже пускали.







Тут мы уже слегка выдохлись. Мама сказала, что поедет домой, и я решила бродить одна. Проводила маму на трамвай, вышла к парусникам у Вантового моста и поняла, что все-таки нужен перерыв. А еще лучше - отрешиться от толпы, иначе скоро в глазах зарябит. Поэтому я ушла в Старую Ригу, в одно хорошее местечко, где можно вкусно пообедать, и просидела там минут сорок на верхней веранде одна. Прекрасно реабилитировалась, поела, выпила кофе и была готова к дальнейшим подвигам.

В принципе, самые значимые для себя парусники я уже посетила. "Крузенштерн" и "Штандарт" шли первым делом, "Гётеборг" за ними, а остальное - постольку поскольку. Я уже понимала, что при таком наплыве людей (после полудня их стало существенно больше) я не успею попасть вообще на все открытые парусники, тем более, что они же открыты не непрерывно, а периодами. Вот, например, проходила я мимо "Александра фон Гумбольдта" - он уже отработал свое на сегодня. Значит, надо просто выбрать, чего мне еще хочется, и начать все-таки со стоящих тут неподалеку. Они самые интересные.

А потому я вернулась к набережной и встала в очередь на бразильский "Cisne Branco", второй от моста, сразу за оманской баркентиной.



Я не знаю, то ли мне везло так, то ли дело везде продвигалось с подобными скоростями, но в очереди я простояла около 15 минут всего - а она была длинная! Впрочем, и парусник не маленький. Некоторые расслаблялись и зависали там на долгое время.



У трапа стоял щит в виде штурвала с демонстрацией морских узлов. Особенно обрадовал тот, что посередине. "А еще мы можем сплести из наших веревочек макраме и даже уточку!". Миляги.



На палубе играла музыка, исполняемая вдохновляющими бразильцами.





Стояли суровые моряки, один даже похожий на Марка Дакаскоса. Я к нему присматривалась, ибо этот актер играет в сериале "Гавайи 5-0", который я зачем-то продолжаю курить третий год. Но нет, не он. А похож!



Впрочем, не все были суровы.





"Cisne Branco" очень, очень красивая. Белая такая и довольно большая, и есть в ней аккуратность и законченность, и еще эта изумительная элегантность. Мне хотелось назвать ее "миледи" и присесть в реверансе.



Гладить штурвал - без этого никак.



Веревочки укладывают аккуратно. Правильно, это вам на космическая станция "Мир" из кино про астероид.





Для того, чтобы мучимый склерозом моряк не гадал, куда ведет та или иная веревочка, у ручек имеются сопроводительные таблички (правда, хорошо я-блондинка все поняла? :)).











Вид на соседей - оманскую баркентину.





К оманцам я тоже очень хотела, они казались мне весьма интересными, но туда еще не пускали. А потому, нежно погладив бразильскую миледи по борту и сказав ей "пока", я решила, что нужно еще куда-нибудь. За бразильцами и норвегами стоял бриг "Фредерик Шопен". Поляки, подумала я, почему бы и нет. Поляки такие милые!



В очередь к "Fryderyk Chopin" я встала очень удачно: через некоторое время пришли волонтеры, помогавшие экипажам в порту, и прикрыли лавочку. Оказалось, парусник принимает до четырех. Вот и отлично, повезло мне.
Поляки не только милые, но и задорные. Дети от этого парусника были в бурном восторге, так как тамошняя молодежь устраивала представление: ребята жонглировали, пускали громадные мыльные пузыри, которые плыли над портом, а девушка-акробатка показывала трюки, подвесившись на лентах среди мачт.









Ну, и сам корабль просто очарователен. Он светлый, добрый и какой-то... молодой, что ли. А может, это молодая команда задавала тон.







Соседи - "Statsraad Lehmkuhl" и... ну этот вы уже все знаете :)







Штурвал. Как без него.





Веревочки тут тоже любят укладывать художественно, и паруса снова "занавесочкой". Не хватает кисточки.





Нос.



Мимо все время ходили по Даугаве прогулочные корабли, проплывали яхты, с которых народ фотографировал парусники. Прошуршала "Миссисипи" - наш самый популярный корабль с колесом на заду. Увешанная туристами, ясен пень.



Я решила не задерживать команду, тем более что время посещения заканчивалось. Жонглеры паковали инвентарь, акробатка спустилась. Я поблагодарила ее за представление, чем, по-моему, смутила. Ну а что? Она же делала это отлично.
Сойдя на берег, я огляделась по сторонам. Рядом с "Шопеном" тусовались люди со старинным фотоаппаратом. Ранее я их уже видела, и они пускали этот фотоаппарат в ход. Кто эти люди? Где мои вещи?





Посмотрев на часы, я обнаружила, что уже четыре с хвостом. Вот как быстро бежит время, особенно когда занята прекрасным! Все было бы проще, если бы у меня случился корабельный передоз, и я могла бы уйти на свободу с чистой совестью. Но передоз все не случался и не случался, и мне по-прежнему хотелось. Совесть взывала. Ноги гудели. Солнце жарило. Я хотела дальше на корабли.



"Ладно, - подумала я, - сделаем вот что. Те парусники, что стоят дальше, я либо уже посетила, либо они закрыты на сегодня. Надо пойти к оманцам, они как раз должны были открыться. Я быстренько осмотрю баркентину, а потом через мост - и пешком домой. Всего полчасика еще. Немножко. Да".
Стоит ли вам рассказывать, мои умудренные жизненным опытом друзья, что когда клянешься себе в этом "еще полчасика", дело обычно затягивается, а события развиваются совершенно непредсказуемым образом?
"Немножко, да", - говорила я себе, шагая к баркентине.
И, повторю слова великого нашего Торина, - никогда я еще так не ошибался!

Продолжение следует.
Tags: the tall ships races, Латвия, красивое, фото
Subscribe

  • цветы и бабочки

    Анастасия Карпачан - замечательный фотограф, умеющий снимать очень нежно.

  • Туманный иней

    В Риге со вчерашнего дня туман, а сегодня температура опустилась ниже нуля, и в результате - все деревья и трава в тонком-тонком слое инея.…

  • Я

    И еще бывает вот это попадание в точку - когда ты вдруг видишь на фотографии, сделанной другим человеком, то, что происходит у тебя внутри.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • цветы и бабочки

    Анастасия Карпачан - замечательный фотограф, умеющий снимать очень нежно.

  • Туманный иней

    В Риге со вчерашнего дня туман, а сегодня температура опустилась ниже нуля, и в результате - все деревья и трава в тонком-тонком слое инея.…

  • Я

    И еще бывает вот это попадание в точку - когда ты вдруг видишь на фотографии, сделанной другим человеком, то, что происходит у тебя внутри.…